Дополнительная общеобразовательная программа модельно-конструктивной и художественно-эстетической направленности «Волшебный квиллинг»
Программа “Волшебный квиллинг” разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
— Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ.
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 октября 2013 года)
— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольный образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. №26).
Программа разработана с учетом:
Проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. –М.: «Мозайка- Синтез»-2014г. Бумагопластика. Цветочные мотивы. Давыдова Г.Н. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
Основные документы:
Приказ Министерство образования о реализации Московского областного образовательного проекта » Наука в Подмосковье»
Содержание образовательной программыОрганизационно-методическое обеспечение программы
Методика расчета показателей ОМСУ
Актуальность программы
В проекте ФГОС общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования,
является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики –один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. “Волшебный квиллинг ” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Цель программы «Волшебный квиллинг»:
создание всесторонне-интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно
использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный — дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично — поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных
творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении
сложных творческих работ).
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате обучения по данной программе дети могут:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга,
пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;
художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
1 год обучения.
К концу 1 года обучения воспитанники получат возможность научиться:
-определять виды и свойства бумаги,
правила работы;
-использовать условные обозначения
в изготовление простейших форм квиллинга;
-использование элементов в композиции;
2 год обучения.
К концу 2года обучения воспитанники получат возможность научиться:
— определять виды и свойства бумаги, картона, правила работы;
-обозначение линий и основных форм, принятых в технике квиллинг;
-последовательность изготовления форм;
-ориентироваться на листе бумаги, картона;
-разбираться в схемах квиллинга и выполнять элементы, используя
порядок действий;
-определять виды геометрических фигур;
-конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
-соблюдать правила техники безопасности и культуры труда, порядок на рабочем месте;
-создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг
Условия реализации программы:
Наличие материально-технического обеспечения;
Систематичность посещения кружка «Волшебный квиллинг»;
Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
Участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.
Техническое оснащение занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
Инструменты:
цветную бумагу,
гофрированный картон,
картон белый и цветной,
клей (наилучшим является клей ПВА),
инструменты для квиллинга
бумажные полоски шириной 5-7 мм,
ножницы,
карандаши простые,
линейка,
кисточки для клея,
салфетки,
клеенка.
Оборудование:
стулья,мольберт,доска,наглядный материал,
инструкционные карты.